Про самоизоляцию, кризис, работодателей и ответственность
Так вышло, что моя самоизоляция началась пару месяцев назад - 30 января, когда дочке поставили диагноз «компрессионный перелом позвоночника», что дословно означало - 1,5 месяца постельного режима в больнице и 6 месяцев домашнего. Честно говоря, помимо беспокойств о здоровье ребенка, одной из главных мыслей было - а как сейчас работать и на что жить? И какие из проектов нужно отменить, а какие - оставить? (и да, несмотря на поддержку мамы-бабушки и друзей, много всего из намеченного пришлось свернуть, потому что это не сочеталось с новым графиком жизни), и как теперь раскроить бюджет, чтобы помимо привычной уже ипотеки вписывать туда массажи, визиты врачей, витамины и корсет?
Затем наша личная история растворилась во вселенских масштабах, и мой недавний вопрос - «а как/где сейчас работать и на что жить» коснулся многих? Я верю, что у каждого найдутся свои ответы, как они нашлись у меня. А еще верю в прекрасных, ответственных работодателей, с которыми мне посчастливилось столкнуться.
Кризисы - это лакмусовая бумажка. Я работаю проектно, часто без договоров, у меня нет источников пассивного дохода и работа моя предполагает ежедневное делание, так как связана с текущими событиями и дедлайнами (соответственно, если я не могу делать здесь и сейчас, или если события отменяются - отменются и мои средства к существованию).
Показательно то, что - и в момент моих личных проблем, и в момент всеобщего кризиса - работодатели мои разделились на 2 лагеря:
- на тех, кто спрашивал чем помочь (и этим уже помогли), кто привозил фрукты в больницу и витамины на дом (не спрашивая), выплачивал авансы побольше или неожиданные микро-премии, или даже отправлял мне личные деньги (за что чувствую себя ужасно неловко, конечно, ведь я же не просила, но ужасно благодарна - ведь они были действительно нужны, ведь я не могла официально взять больничный и т.п.). с некоторыми из этих людей мы были знакомы лишь несколько месяцев.
- и на тех, кто узнав о моих проблемах, написал «держись» или «да все пройдет, не парься сильно», виртуально похлопал по полечу и исчез в просторах интернета до будущих проектов (ведь я сейчас не в рабочем состоянии). с некоторыми из этих людей мы работали годами.
Честно говоря, я не ждала к себе и моей семье какого-то особого отношения работодателей в период моей частной ситуации. Они не были обязаны помогать, об этом мы никогда не договаривались, не подписывали с ними соглашений на случай форс-мажоров и т.п., да и работали мы друг с другом эпизодически. И тем неожиданнее их помощь сработала как волшебство, как большие руки поддержки, которые пронесли и до сих пор несут меня и мою семью через этот период, и благодаря которым мое доверие к миру, человеку и человечности стало еще больше. Я счастлива, коллеги, что вы встретились на моем пути! Восхищаюсь и учусь у вас не проходить мимо.
К чему я пишу это сейчас: внезапная глобальная самоизоляция и перенос проектов показал, что те же самые люди переживают за своих подопечных и коллег, думают, как выстроить рабочие отношения в новом формате, так, чтобы источники планируемого дохода не перекрылись полностью; обсуждают, что можно совместно придумать в условиях новой реальности в эти месяцы и т.п.
И те же люди, которые не реагируют на частные проблемы рядового работника, сейчас пользуются ситуацией с карантином, чтобы (в очередной, подчеркну, раз) задержать зарплату, урезать ее, переиграть обязательства (= не соблюсти их), сказать «все пройдет, держись, сейчас у всех так», «посмотри, что в мире происходит, от меня ничего не зависит» или просто не отвечать на твои вопросы про зарплату неделями. Кажется, еще есть фоновое ощущение своего всемогущества - ведь куда мы теперь денемся то в период кризиса, будем работать как миленькие, не требуя «особого отношения» (= обещанного гонорара), ведь уйти все равно некуда.
Возможно, это совпадение. Но что-то мне подсказывает, что нет. Я понимаю, что эта ситуация для работодателей - сложнейший период и огромный стресс. Но также вижу, что это еще и тест на человечность и профессионализм. На ответственное отношение к наемным работникам. И В ОТВЕТ, я уверена, они получают те же человечность и ответственность. Ведь ответственность - это всегда про две стороны. Ведь многие из нас готовы продолжать работать, приняв этот вызов и ситуацию с задержками, действительно готовы «держаться и справиться», переносить и переделывать ту работу, которая уже проделана, как оказалось, зря. Ведь и правда, все можно пережить в диалоге, контакте и взаимопомощи.
Только вот, кажется, переживать безразличие и безответственность я больше не готова, несмотря на кризис любого масштаба.
.
.
Фото © Яна Горбачева - кажется, на нем очень хорошо запечатлено напряжение на лице и в глазах наемного работника, который часто ничем не защищен в сложные периоды экономической турбулентности, кроме ответственного отношения работодателя и солидарности коллег
.
.
Ответственность - это от слова «ответ», «ответ» - это всегда реакция. В этом смысле безответственность - это не что-то там мифически страшное, за что нас некогда бранила учительница средних классов, это просто отсутствие реакции и безразличие; это - про оставлять без ответа. (Это я сейчас свои личные определения пишу, не копаясь в этимологическом словаре).
.
.
а вот я еще из любопытства и в словарь заглянула: Во многих европейских языках слово «ответственность» восходит к латинскому глаголу «respondere», буквально означающему «обещать» или «давать взамен», а в более широком смысле — «отвечать». Не стоит забывать о корневом вокализме слова «ответ»: тот же др. -русский корень -вет- (вkтити, вkчу) имеет значение "говорить".
То есть, достаточно просто говорить, разговаривать, обсуждать, спрашивать, находить совместные решения, давать взамен (вот это мне очень нравится), а не самоизиолироваться от ответственности. Еще подумала о том, что там, где нет взаимной ответственности - диалога между работодателем и исполнителем, возникает гиперотвтественность наемных работников (которые берут на свои плечи все происходящие). Но это уже другая история.
